Блог

ВСЯ ПРАВДА О ШЛИССЕЛЬБУРГЕ

Шлиссельбург- Schlüsselburg—«ключ-город» расположен на левом берегу Невы у Ладожского озера, в 24 км к востоку от Санкт-Петербурга, в 5 км к северу от Кировска.
1.
1.

Мы побывали в этом городе в пасмурный день 8 марта 2015 года, и пробыли там всего час.1.
Шлиссельбург- старый город видавший виды с сложной, интереснейшей и героической историей и заслуживает и внимания и гордость за него. Но плачевное состояние города оставляет тягостное и тяжёлое впечатление. Как будто война из него ушла совсем недавно. Правда пасмурная погода всё ещё и усугубила. Обязательно надо вернутся в него в солнечный день. Карта канала Императора Петра Великого (1741—1742) 1

В городе есть сеть каналов, что могло позволить ему быть наикрасивейшим городом. В петровские времена воды не было видно из-за скопления судов, сейчас – из-за тины и грязи. Каналы Шлиссельбурга давно перестали быть украшением города. В петровские времена они были единственными водными артериями, по которым в Петербург со всей России везли все необходимые товары. С середины прошлого века Староладожский и Малоневский каналы стали непригодны для судоходства, и их перестали очищать. Пока в бюджетах города и области ищут средства, каналы мельчают. Кажется, еще несколько лет – и чистить ничего не придется. Где в петровские времена ходили суда, сейчас ходят люди.
1.
Шлюз в западном устье. А так строились каналы - Прорытие Ладожского канала, Moravov 1.
Сплав леса по Петровскому каналу. Фото 1909 года1.
Мы проехались вдоль одного канала, который ведёт к легендарной крепости Орешек - Петрокрепость
1.
3.
4.
Рыбаки и судна, величественные и прекрасные, мирно уживались с дуг другом.1.
И романтичные фотографии сквозь стекло машины, дождь вынудил смотреть остальные суда, а их десятки, из окна.1.
2.
Частный дом, самый приличный, не смотря на то, что крыша его поросла мхом от сырости (нельзя крыть крыши в наших широтах андулиновой кровлей) и стоит он практически напротив крепости.1.
А это частное судно, как игрушечка, принадлежит скорей всего хозяевам рядом стоящего дома, расположенного как раз напротив крепости.1.

На этой панораме, любезно предоставленной мне автором, пейзажным фотографом Цветковым Владимиром http://rasfokus.ru/VlVAS видно частное судно слева и справа нос "монстра", брошенного по ненадобности и заржавевшего.1.
Вот он "монстр", краешек которого виден на панорамном фото Цветкова Владимира1.

А таков противоположный берег канала.Похоже на заброшенную пристань1.
2.
А вот и сама крепость, как она видна с берега совсем узкого канала
А слева, наверно створ.
(Створные знаки или створы — навигационные сооружения контрастного цвета на берегах рек и озер. Используются для определения положения судна относительно оси судоходного фарватера. Вместе с буями, бакенами, входят в систему обозначений фарватера).1.
1.
1.
и Панорамное фото сделанное непосредственно из крепости завершает представление о ней. Цветков Владимир http://rasfokus.ru/VlVAS, любезно разрешено использовать автором .1.
Мои фотографии опять - Общий вид со стороны города через канал на крепость и прилегающие земли острова.1.
Кстати, попасть в крепость или в музей, приехав в город, не возможно, только по заказанной экскурсии. Музей не работает для прохожих, приезжих и жителей. Так как прибывающим по воде туристам не показывают город, а только,отдельно стоящею на острове крепость.

После прогулки по каналу мы вернулись в исторический центр города.
А так выглядит сегодня КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ Шлиссельбурга.1.
В центре Красной площади стоит изумительный по своей тонкости, интеллигентности и уважению к личности изображенного, памятник Савве Рагузинскому. Памятник изготовлен сербским скульптором Георгием Лазичем, с трудом нашла кто автор памятника.
1.
Граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский (1669-1738) - потомок герцеговинских князей, сподвижник Петра I. Участвовал в подготовке Полтавской битвы, доставляя разведывательную информацию и занимаясь снабжением русской армии. Вскоре он стал главным советником Петра I по вопросам православного Востока. Выдвинув идею обращения к христианским народам Балкан с призывом поддержать Россию в войне с Турцией, Рагузинский впервые поставил так называемый «восточный вопрос», бывший на протяжении двух веков одним из важнейших в европейской политике. Рагузинский внес существенный вклад в организацию специального образования молодого дворянства, строительство флота, развитие торговых и дипломатических связей с Европой. В 1716-1722 гг. в качестве представителя Петра I он вел переговоры в Венеции, Далмации, Дубровнике и Риме. Стараниями графа в Санкт-Петербург были доставлены многие мраморные статуи Летнего сада, в том числе, Венера Таврическая.
И Адмиралтейский якорь петровского времени, поднятый со дна Невы в районе Шлиссельбурга.1.
А теперь несколько слов о Соборном комплексе в Шлиссельбурге.
1. Никольская церковь 2. Благовещенский собор 3. Казанская часовня.
Я выбрала старое фото из инета.1.
и моё фото -Всё то же самое в обратном порядке на моём фото1.Казанская часовня
2. Благовещенский собор 3. здесь не видно голубой маленькой Никольской церкви,о видно конструкцию шатра для колокольни.
Фото сделано со стороны Красной площади.1.
Заключение - Шлиссельбург имел статус исторического поселения, однако совместным приказом Министерства культуры и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был этого статуса лишён. И это неудивительно в том умирающем состоянии, в котором он сейчас находится город, легче его чего- то лишить чем дать. Интересно то что численность населения Шлиссельбурга в 1862г. была 4 8700 чел. причём женщин было в три раза меньше. В 1945 году там оставалось 2379 жителей, по сравнению с численностью в 1939г. – 9715 чел. и 1935г. - 10 300 чел. Сейчас там живёт 14 554 человек и женщин, по-прежнему намного меньше. Бросилось в глаза, что в этом заброшенном и мрачном городе очень много молодых красивых девушек с колясками. И где одеваются жители? Ведь на весь город один стихийный рынок, где продают в три дорога очень плохую по качеству и дорогую по цене одежду, ведь конкуренции никакой.

Далее привожу информацию из инета, в простой,краткой и удобной форме.
История города Шлиссельбурга. Город был основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Орешек (здесь росло много лещины — лесного ореха) деревянную крепость. Она была названа по имени острова Орешек. В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни. Шведы не раз осаждали Орешек, стремясь оттеснить новгородцев от моря, и он неоднократно переходил из рук в руки. В 1613 году, во время шведской интервенции, крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург (швед. Nöteborg из швед. Nöte — орех, borg — крепость, город). В 1702 году отвоёван у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название. Интересное простонародное название — Шлюшин. Местность возле крепости, на левом берегу Невы, была заселена почти одновременно с Орешком. Здесь был Спасо-Городецкий погост, или Спас-на-Неве, позднее превратившийся в посад. А в 1780 году посад был преобразован в уездный город. Интересно то что численность населения в 1862 была 4 8700 причём женщин было в три раза меньше. В 1945 году там оставалось 2379 жителей, по сравнению с численностью в 1939г – 9715чел. и 1935 - 10 300чел. Сейчас там живёт 14 554 человек и женщин по прежнему намного меньше. После Северной войны Шлиссельбург стал пригородом Санкт-Петербурга и полностью утратил военное значение. Поэтому было решено превратить крепость, стоящую на острове и полностью изолированную от внешнего мира, в политическую тюрьму. В крепости началось возведение тюремных зданий, и за двести лет ее существования в Шлиссельбурге побывали многие известные узники: жена Петра Первого Евдокия Лопухина и его родная сестра Мария Алексеевна, малолетний наследник престола Иоанн Антонович (был арестован с матерью в возрасте двух лет, заточен в Шлиссельбургскую крепость в возрасте шестнадцати лет и убит при попытке освобождения в возрасте двадцати шести лет), члены Верховного тайного совета князья Долгоруковы (казнены) и князь Дмитрий Михайлович Голицын (умер в крепости), опальные фавориты (герцог Бирон с семьей), декабристы (братья Бестужевы, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Петрович Барятинский, Иван Иванович Пущин), участники польского восстания, анархисты (Михаил Александрович Бакунин), народовольцы (Вера Николаевна Фигнер, Александр Ильич Ульянов — повешен в крепости), эсеры (Иван Платонович Каляев — повешен в крепости). В целом за строгость режима и островное положение Шлиссельбург не зря получил прозвище "Русский Алькатрац".
Во время революции 1905 года всех узников из тюрьмы отпустили, и крепость на несколько месяцев превратилась в достопримечательность, но после, с 1907 года, Шлиссельбург вновь стал тюрьмой — каторжным централом особого режима. В феврале 1917 года узники вновь были освобождены (причем вместе с политзаключенными было выпущено на волю более 900 уголовников), на этот раз окончательно. С 1928 по 1940 крепость была одним из музеев Революции. В 20-х — 30-х годах ХХ века Ленинградским ветеринарно-зоотехническим институтом на острове проводились работы в области военной биологии — поиск подходящих биологических возбудителей болезней людей и животных. Среди прочего, велись работы с бактериями сибирской язвы, сапа, туберкулеза. В ходе Большого террора 1937—1938 годов, было расстреляно 90 жителей города.
В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован (8.09.1941) и разрушен, в то же время сама крепость в течение 500 дней держала героическую оборону, не позволив немецким войскам переправиться на правый берег Невы. В 1941—44 годах Петрокрепость была передним краем обороны Ленинграда, и несмотря на то, что почти все защитники крепости погибли, а сама крепость обратилась в руины, взять Петрокрепость немцы не смогли. Подвиг защитников Петрокрепости не позволил фашистам замкнуть с востока кольцо блокады, и спас в Ленинграде миллионы жизней. 25.09.1941 года в районе города был высажен кораблями Ладожской военной флотилии и погиб Шлиссельбургский десант. 18.01.1943 г. в ходе операции "Искра" город был освобожден частями 67-й армии Ленинградского фронта: 86-й стрелковой дивизией, отдельным батальоном бронеавтомобилей 61-й танковой бригады и 34-й лыжной бригадой. С 1944 по 1992 годы город носил имя Петрокрепость. В окрестностях Шлиссельбурга проходила легендарная Дорога Жизни, спасшая в блокадном Ленинграде не одну сотню тысяч человек. По этой дороге, зимой по льду Ладожского озера, летом на кораблях, в Ленинград ввозили продовольствие, а из Ленинграда эвакуировали жителей. Во время войны эта дорога называлась Дорогой Смерти, так как путь по льдам озера был крайне опасен — ехали, например, с открытыми дверями, чтобы успеть выскочить из машины, если та пойдет под лед. Дорога была пущена 22 ноября 1941 года, и первоначально это был путь, отмеченный только кабелем военной связи. Позднее на дороге появились вешки, ремонтные базы, госпитали, а под конец ее существования возник даже проект пуска по льду троллейбуса, но раньше, чем это было сделано, в январе 1943 года, блокада была прорвана. Всего по Дороге Жизни в Ленинград было ввезено 360 тысяч тонн продовольствия и вывезено полмиллиона человек. Вдоль Дороги Жизни воздвигнуты многочисленные мемориалы, входящие в Зеленый Пояс Славы вокруг бывшего Ленинграда.1.
панорамное фото Цветков Владимир http://rasfokus.ru/VlVAS, любезно автором разрешено использовать.
Обсудить